Цели и задачи конференции График подготовки конференции Требования к оформлению заявок и тезисов Материалы конференции

Материалы конференции

Материалы конференции


Секция #1
Стандарты и программы подготовки
политологов
standard@pprv.kubannet.ru

Секция #2
Преподавание политологии студентам
естественных, гуманитарных и
технических специальностей
teaching@pprv.kubannet.ru

Секция #3
Образовательные технологии
преподавания политологии
technologies@pprv.kubannet.ru

Секция #4
Мониторинг послевузовской
деятельности
monitoring@pprv.kubannet.ru








Ковалев Виктор Антонович, к.с.н., доцент кафедры социологии и политологии Сыктывкарского государственного университета, докторант кафедры политических институтов и прикладных политических исследований Санкт-Петербургского госуниверситета, председатель Коми регионального отделения РАПН.

Дилеммы российской политологии и процесс преподавания.

АННОТАЦИЯ: Данные тезисы отражают опыт автора по преподаванию политологии в ряде вузов и некоторые проблемы, с которыми он столкнулся в своей преподавательской деятельности. По мнению автора эти проблемы не сводятся только к технологиям (методикам), но заставляют поднимать ряд более глубинных вопросов (дилемм), от решения которых зависит дальнейшее решение задач, стоящих перед преподавателями социально-политических дисциплин. Разумеется, в силу ограниченного объема тезисов, эти проблемы могут быть лишь кратко обозначены.

Практика преподавания политологии в нашей стране ограничивается пока лишь одним десятилетием - очень непростыми для России в политическом отношении 1990-ми годами. Переходный характер этих лет наложил яркий отпечаток на судьбу общественных дисциплин, особенно политологии. Зыбкость, неустойчивость, непредсказуемость современной российской политики сказывается и на кране неустойчивом состоянии предмета изучения и преподавания нашей дисциплины. В полной мере также сказывается отсутствие и/или труднодоступность современной литературы по политическим наукам, сомнительное качество образовательного стандарта по политологии, разработанного в первой половине 90-х годов (который, на наш взгляд, устарел еще до того, как был принят), невозможность за ограниченный объем часов, постоянно урезаемых (как правило, сейчас не более 18 лекционных и столько же на семинары) раскрыть содержание основ политической науки, а также отсутствие преподавательских кадров со специальным политологическим образованием, дефицит которых до сих пор остро ощущает провинция и без изменения отношения государства к финансированию образования эта проблема представляется непреодолимой.

За время работы в Сыктывкарском университете и ряде других (государственных и негосударственных) учебных заведений с этими проблемами пришлось столкнуться в полной мере. Будучи сторонником традиционных форм обучения, стоит все же отметить важную роль для нас сочетания в преподавании социально-политических дисциплин теории и соприкосновения с политической практикой). За время работы со студентами они активно привлекались автором к социально-политическим исследованиям в качестве анкетеров. И не только в ходе массовых опросов перед президентскими, парламентскими, региональными и местными выборами, но и для интервьюирования лидеров и представителей отделений республиканских политических организаций. В ходе исследований 1995 и 1997 годов нам удалось составить региональные информационно-аналитические издания, посвященные деятельности партий и движений в республике Коми. К этой работе в прошедшие годы привлекались студенты исторического, экономического, юридического и социальной работы факультетов СГУ. Участие самих студентов в подобных исследованиях давало хороший "оживляющий эффект" при проведения учебных занятий и помогало раскрывать ряд тем, связанных с выборами, политическим лидерством, проблемами политических партий и т.д.

Другим важным моментом для преподавательской деятельности на рубеже веков является использование Интернета. Ресурсы глобальной Сети, которые в последний год стало возможно использовать и для преподавания в СГУ позволяют снять многие стоящие перед преподавателям и студентами проблемы (особенно нехватки литературы). Огромны перспективы применения для подготовки к лекциям (для преподавателей) и семинаров (для студентов) использование материалов с сайтов журнала Полис, сетевых версий периодических изданий, органов государственной власти, Центра Карнеги, ряда других научных фондов и образовательных учреждений (интересны, например, программы курсов Европейского университета в СПб). Но здесь надо посетовать на нехватку политологических ресурсов РУНЕТа, пригодных именно для использования в образовательном процессе. Это требует решительных усилий для наращивания объема материалов, создания системы ссылок между, скажем, "головным" сайтом РАПН и столичными и региональными учебными заведениями, а также исследовательскими центрами.

Но при всей важности собственно методического, информационного, "технологического" обеспечения преподавания политологии - убеждение, которое мы вынесли из практики своей работы состоит в том, что без решения теоретических проблем, при существующем и типичном для российских вузов разрыве (можно сказать, "пропасти") между политическими исследованиями и преподаванием политологии, политическое образование не может дать серьезного положительного эффекта.

Мы считаем, что прежде чем обучать студентов, научному сообществу российских политологов необходимо дать удовлетворительные ответы на ряд актуальных вопросов (добиваясь при этом, конечно, не единомыслия, а ясного понимания существующих альтернатив и возможных путей решения теоретических и практических проблем, которые мы для удобства сгруппировали в виде стоящих перед нами дилемм и выбора удовлетворительного "срединного" пути, синтеза различных подходов. Среди них важнейшие: междузападной и отечественной традициями политической мысли, историей и теорией политической науки, нормативными представлениями о демократии и её реальным состоянием в современной России (и в связи с этим - заимствованием фасадов демократических институтов или алгоритмов эффективного политического действия в рамках современных демократических политий), объяснения общих положений политической науки и актуальной "злобой дня", упор на теоретическую или прикладную политологию (что выбрать: попытку выбрать устойчивый научный фундамент, который будет иметь мало общего с политической реальностью, руководствоваться нормативными подходами или показывать студентам современную политику как мир медийных фантомов, симулакров демократических институтов и - по аналогии с названием книги П.Флоренского - мнимостей в политологии).

Наконец, предстоит все же решить проблему о выборе (и развитии) в современной России позитивистски ориентированной политической науки или политической теории, так как средств только политической науки для ответов на политические вызовы в современной России может решающим образом не хватить.

(Как потом объяснять это студентам, даже если политология сохранится в учебных планах?)


Кафедра политологии КубГУ - 350640 г.Краснодар, ул.Ставропольская 149, к.237.
Тел./факс: (8612) 699-564. E-mail: politics@kubsu.ru


Вверх

Дизайн: К.Дуненков