Цели и задачи конференции График подготовки конференции Требования к оформлению заявок и тезисов Материалы конференции

Материалы конференции

Материалы конференции


Секция #1
Стандарты и программы подготовки
политологов
standard@pprv.kubannet.ru

Секция #2
Преподавание политологии студентам
естественных, гуманитарных и
технических специальностей
teaching@pprv.kubannet.ru

Секция #3
Образовательные технологии
преподавания политологии
technologies@pprv.kubannet.ru

Секция #4
Мониторинг послевузовской
деятельности
monitoring@pprv.kubannet.ru








Бойко Сергей Сергеевич, ассистент кафедры "Политической науки" историко-политологического факультета Пермского государственного университета им. М. Горького.

Проблема контроля и активизации приобретенных знаний, умений и навыков.

Отделение политологии на историческом факультете (с 1996 года - историко-политологический факультет) Пермского Государственного Университета было открыто летом 1996. Первый выпуск студентов политологов будет произведен летом 2001 года.

Костяк преподавательского состава на отделении политологии составили преподаватели исторического факультета, прежде всего с кафедры "Новой и новейшей истории". Данное обстоятельство было обусловлено специализацией кафедры на темах близких к исследовательскому полю политологии.

Технологии контроля и активизации приобретенных знаний, умений и навыков были перенесены со студентов историков на студентов политологов. Специфика технологии контроля на историческом факультете заключалась в обязательном контроле работы студентов на семинарских занятиях (посещение, которых в отличие от лекций было обязательным) и в контроле на выходе, то есть итоговый экзамен или зачет по окончании учебного курса.

Данная традиционная система, при всех своих достоинствах, имеет следующие недостатки:
1. Низкая степень закрепления приобретенных знаний, умений и навыков, что сказывается на профессионализме будущих специалистов.
2. Низкий уровень активности студентов в ходе учебного процесса. Пассивность большей части студентов на семинарских занятиях стала притчей во языцях.
3. Равенство в положении студентов на итоговой аттестации по учебному курсу в независимости от степени активности на семинарских занятиях.

По данному пункту мне могут возразить, что активно работающие студенты получают, так называемые "автоматы" или "полуавтоматы", то есть положительно аттестовываются благодаря своей активной работе. Однако большая часть студентов, исходя из того, что "автомат" получает максимум три - четыре человека, предпочитает пассивное участие в учебном процессе.

Для преодоления выше указанных недостатков на заседании преподавателей кафедры "Политические науки" под руководством заведующего кафедрой, доктором исторических наук Л. А. Фадеевой было принято решение о введении систематического промежуточного контроля в виде тестов, контрольных заданий во втором семестре 1999/2000 учебного года. При этом всем преподавателям было порекомендовано проводить итоговую аттестацию по учебным курсам в зависимости от результатов контрольных работ и тестов.

В ходе реализации принятого на заседании кафедры решения на семинарских занятиях по курсу "Политология" (для 2 курса), на семинарских занятиях и лекциях по курсу "Политическая Регионалистика" (для 4 курса) я пришел к следующим выводам.

Во-первых, резкая смена правил игры в ходе учебного процесса вызывает понятное сопротивление со стороны студентов, которые видят в этом нарушения своих прав.

Во-вторых, необходима глубокая методологическая отработка в рамках традиционной системы "лекция-семинар" комбинированной системы тестов, контрольных заданий, вопросов и задач.

В-третьих, тесты показывают большую эффективность в теоретических курсах, где требуется доскональное знание основных понятий политологии.

В-четвертых, в курсах прикладной политологии, а также в тех курсах, где теоретический материал дается в контексте с современной практикой, в частности в курсе "Политическая Регионалистика", более эффективными являются контрльные задания, сформулированные в форме проблемных вопросов, на которые нет однозначных ответов.

В-пятых, можно порекомендовать введение обязательного написания к каждому учебному курсу 5-10-и страничное эссе по конкретной проблеме.


Кафедра политологии КубГУ - 350640 г.Краснодар, ул.Ставропольская 149, к.237.
Тел./факс: (8612) 699-564. E-mail: politics@kubsu.ru


Вверх

Дизайн: К.Дуненков