Цели и задачи конференции График подготовки конференции Требования к оформлению заявок и тезисов Материалы конференции

Материалы конференции

Материалы конференции


Секция #1
Стандарты и программы подготовки
политологов
standard@pprv.kubannet.ru

Секция #2
Преподавание политологии студентам
естественных, гуманитарных и
технических специальностей
teaching@pprv.kubannet.ru

Секция #3
Образовательные технологии
преподавания политологии
technologies@pprv.kubannet.ru

Секция #4
Мониторинг послевузовской
деятельности
monitoring@pprv.kubannet.ru








Першин Николай Иванович, д.и.н., профессор, заведующий кафедрой политологии, заслуженный работник Высшей школы РФ, Волгоградский технический университет.

Система преподавания политологии в волгоградских вузах.

Одной из серьезных и весьма сложных проблем ведущегося в высшей школе России коренного обновления структуры, содержания и методов обучения является перестройка системы гуманитарной подготовки студентов. Причем меняется не только перечень дисциплин и методологические подходы, перед преподавателями социально-политических наук поставлена трудная задача формирования у будущих специалистов взглядов и представлений, отвечающих лучшим достижениям мировой цивилизации, подготовки к работе в условиях гражданского общества и правового государства. Преподаватель должен не только обеспечить приемлемый уровень усвоения определенных стандартами знаний, но, прежде всего, выработать у студентов такие качества, как самостоятельность, инициативность, предприимчивость, готовность к разумному риску, ответственность. Изучение курса политологии в новой системе образования и технологии обучения занимает весьма важное место.

Сейчас практически в каждом волгоградском вузе имеются приемлемо подготовленные научно-преподавательские кадры, способные обеспечить учебный процесс по данной дисциплине. Но становление системы преподавания политической науки носило непростой и противоречивый характер. Например, когда в 1991 году в Волгоградском Техническом университете создавалась кафедра политологии, научный коллектив столкнулся с рядом вполне объективных проблем. На начальном этапе была выработана стратегия становления качественного политического образования, адаптированная, прежде всего, для внедрения в технических вузах, основные моменты которой можно выразить в следующем.

1. Основные усилия было решено сосредоточить на формировании у студентов навыков самостоятельного анализа политической действительности. Преподаватель перестал быть нацелен на утверждение в сознании слушателей какой-либо конкретной, господствующей "истины", на смену пришел плюрализм научных мнений.

2. Первостепенное значение кафедра придала повышению квалификации преподавательского состава. По разработанному кафедрой графику большинство сотрудников прошли переподготовку в Республиканском центре гуманитарного образования, Политологическом центре Российской академии управления и т.д. Для более полного учета мнения студентов о качестве подготовки по данной дисциплине была введена система регулярных социологических опросов слушателей. Это позволило своевременно вскрывать ошибки и тупиковые направления первого периода становления системы политологической подготовки в регионе.

3. В целях преодоления недостатка методических, учебных и научных материалов, значительные усилия и средства были сосредоточены на подготовке и издании тематических планов лекций, рабочих программ, планов семинарских занятий, контрольных вопросов и т.д. Кроме того, всеми структурными подразделениями в зависимости от их научной специализации были разработаны спецкурсы, каждый из которых рассчитан на 8 - 10 часов.

4. Важным элементом организации изучения курса политологии явилась комплексная работа по совершенствованию системы контроля знаний студентов. Кроме традиционных методов (семинары, коллоквиумы, индивидуальные собеседования), в практику внедряется непрерывный контроль усвоения знаний путем вычисления рейтинга (показателя качества работы по предмету в межсессионный период). Основу рейтинговой системы составляет индивидуальный подход к обучению и оценке знаний студентов. Итоговая оценка по курсу, выраженная в баллах (по 100 - бальной шкале), набирается в течение учебного семестра по всем видам аудиторных и внеаудиторных занятий (семинары, экспресс-опросы, контрольные работы, рефераты, коллоквиумы и т.д.). Общий уровень подготовки оценивается персональным рейтингом индивидуально для каждого слушателя данного курса.

5. Чтобы семинары действительно выполняли роль по активному закреплению усвоенного на лекциях материала, их стараются проводить только в форме дискуссий, когда преподаватель выступает в роль своеобразного дирижера. Особенно популярными среди студентов и одновременно эффективными по результатам являются семинарские занятия в форме пресс-конференций, викторин, круглых столов, "теледебатов" и т.д.

6. Формой отчетности студентов по завершению изучения курса политологии является не экзамен, а курсовая работа. Это хотя и скромное, но вполне самостоятельное научное исследование, в ходе которого студент получает возможность проявить свою способность к работе с научной литературой, эрудицию, умение анализировать, рассматривать гипотезы и делать выводы. Тематика курсовых работ готовится с особой тщательностью и утверждается на заседании кафедры.

В целом, если судить по конкретным результатам последних учебных лет, апробированная в нашем регионе система преподавания курса политологии может быть оценена положительно и особенно полезна для новых региональных центров высшего образования, когда формирование системы политологической подготовки должно быть налажено быстро и фактически "с нуля". Разумеется, при работе с профильными гуманитарными группами форму и объем подачи материала можно значительно усложнить.


Кафедра политологии КубГУ - 350640 г.Краснодар, ул.Ставропольская 149, к.237.
Тел./факс: (8612) 699-564. E-mail: politics@kubsu.ru


Вверх

Дизайн: К.Дуненков