![]() |
|||
Цели и задачи конференции | График подготовки конференции | Требования к оформлению заявок и тезисов | Материалы конференции |
Материалы конференции |
Материалы конференции |
Секция #1
Секция #2
Секция #3
Секция #4 |
Морозов Илья Леонидович, к.ф.н., Волжский филиал Московского энергетического института, кафедра социально-гуманитарных наук. Возможные структурно-методологические изменения в преподавании курса "политология" для студентов технических специальностей.Современная ситуация с российской политической наукой выглядит более чем странно. В западной системе высшего образования политология занимает достойное место даже в технических ВУЗах, поскольку общепринято, что знание, например, законов физики и химии может научить определенным методам воздействия на материю, но естественные науки не раскрывают закономерностей управления людьми, механизмов государственного управления, не могут предложить обществу рецептов противодействия преступной деятельности властей. Считается, что без подобных знаний социально активная, творческая личность сформироваться не может. В России, к сожалению, господствуют иные взгляды. Как отмечалось на пленарном заседании Второго Всероссийского конгресса политологов (апрель 2000 г.), современная система преподавания политологии испытывает достаточно серьезный кризис. Причем кризис обусловлен как фактически негативной официальной позицией государственных структур по отношению к политологии, так и неблагоприятными тенденциями, образовавшимися в последнее время внутри самого научного сообщества. К проблемам первого рода можно отнести недооценку и недопонимание значения политического образования. Это выражается в таких конкретных действиях, как закрытие некоторых политологических специальностей; в новых государственных стандартах политология переводится из числа обязательных дисциплин в раздел необязательных элективных курсов, которые читаются по выбору студентов, сокращается количество часов, отведенных на эту дисциплину. Уже сейчас реальностью стала угроза ликвидации системы качественного преподавания политологии в технических и непрофильных ВУЗах, соответственно, прекратят существование связанные с ней творческие коллективы и научные школы. Подобная ситуация сложилась благодаря представлениям о второстепенности роли политологии, которые разделяет часть преподавателей этой дисциплины (в основном речь идет о кадрах, не имеющих профессиональной политологической подготовки и попавших в данную сферу "автоматически", после закрытия преподававшихся некогда партийно-идеологических "наук"), так и ряда руководящих специалистов, координирующих работу гуманитарного сектора. Политология выступает интегративным центром, задача которого - не только дать слушателям свою долю знаний, определенных Государственным стандартом, но также аккумулировать и корректировать итоги работы по предшествующим циклам гуманитарного обучения. Поскольку к настоящему моменту в регионах фактически удается преодолевать "информационный голод", столь свойственный молодой дисциплине в предыдущие годы (сейчас городские, вузовские и внутрикафедральные библиотеки в значительной степени могут обеспечить доступ студентам к современным учебникам и пособиям, научным журналам и монографиям, требуемым в ходе учебы; особо перспективным представляется и использование возможностей Интернета, хотя здесь проблем пока больше, чем эффективной работы), нам представляется нецелесообразным строить лекции в классическом академическом стиле, с диктовкой под запись объемных информационных блоков. Акцент все больше смещается в сторону разъяснения наиболее проблемных узлов темы, предоставления не вошедшей в учебники и другие доступные источники, информации. Материал дается в виде логических моделей (выраженных графически) и итоговых обобщающих схем. Особо отметим, что подобная методика работы применима лишь в интеллектуально подготовленной аудитории (перед каждой лекцией студенты должны прочесть несколько статей или разделов пособия, вводящего их в тему) с высокой мотивацией учения. На семинарских занятиях целесообразно жестко пресекать работу студентов на информационно-воспроизводящем уровне (и уже совершенно недопустимы шаблонные ответы по конспекту) и моделировать проблемные ситуации, вводить элементы интеллектуальной игры (особенно по таким темам, как "партийные системы", "Международный конфликт", "Баланс интересов против баланса сил" и т.д.), разбирать итоги самостоятельной научно-исследовательской работы студентов. Представляется важным и серьезное структурное изменение в преподавании курса. Вместо традиционного распределения учебного материала мы вводим двухступенчатую систему подготовки, когда в первом семестре преподаются основы политической науки, а во втором проводится углубленное изучение одного из важнейших и актуальных разделов. Таким разделом в силу сложившихся исследовательских традиций в нашем институте выступают особенности мирового политического развития, международные отношения и международная безопасность. Возможен и третий уровень подготовки в виде дополнительного элективного курса. |
Кафедра политологии КубГУ - 350640 г.Краснодар, ул.Ставропольская 149, к.237. |
|
Вверх | Дизайн: К.Дуненков |