![]() |
|||
Цели и задачи конференции | График подготовки конференции | Требования к оформлению заявок и тезисов | Материалы конференции |
Материалы конференции |
Материалы конференции |
Секция #1
Секция #2
Секция #3
Секция #4 |
Юрченко Инна Вадимовна, к.и.н., доцент КубГТУ. Значение социологического образования для политологов.В системе научного знания социологии отведено особое место. Она, как наука, изучающая общество в целом, является методологической основой всех социальных наук. Обсуждая дидактическую модель, структуру, содержание учебного предмета, ученые высказывают различные суждения. Так, известный социолог, профессор А.И.Кравченко, опубликовавший за последние 5 лет более 10 учебно-методических и справочных пособий по социологии, говоря об изучении этого предмета несоциологами, считает, что эта учебная дисциплина должна рассказывать "про общество", а не "про социологическую науку", т.е. нет необходимости излагать разнообразные социологические теории, подходы и методы, а учить тому, как правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте проблем, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни. Даже относительно студентов "несоциологов" такой подход нам представляется достаточно спорным. Что же касается студентов-политологов, то требования к знаниям и умениям, а также содержание профессиональной образовательной программы по направлению "Социология" должны быть значительно обширнее и глубже, т.е. не ниже, чем для социологов-профессионалов. У многих существует представление, что социология - это своего рода ремесленная практика, изучение общественного мнения, сбор фактического материала, и в политологию, таким образом, должны внедряться соответствующие методики. Необходимо, чтобы студенты-политологи освободились от представлений об этой науке только как о прикладной, занимающейся проведением опросов и определением рейтингов ведущих политиков. Социология помогает вырабатывать навыки научного анализа, беспристрастного объективного научного подхода к проблемам. Социологическое мышление влияет на мировосприятие, так как помогает вырабатывать независимый, непредвзятый, подлинно научный подход к исследованию социальной реальности, в т.ч. и политики. Метод социологии позволяет осваивать, узнавать социальный мир через разнообразие культурных ценностей. Социальная обусловленность политики предполагает, в числе других факторов, учет многообразия стилей и образов поведения людей, особенностей менталитета различных социальных групп. Изучая общество с позиций социального реализма и номинализма, структурного функционализма и конфликтной модели, макро- и микро-социологии, студенты получают представление о полипарадигмальном характере социологии, приобретают навыки рассмотрения определенного явления с разных или даже противоположных точек зрения, что позволяет более объективно и всесторонне познавать социальные процессы. Поскольку на политологическом отделении готовятся не только теоретики, но и профессиональные политики, стоит подчеркнуть, какова роль социологического образования и для них. В этой связи для большей убедительности обратимся к высказываниям ведущего английского социолога Энтони Гидденса, который в своей работе "Введение в социологию" отмечает, что "практическая политика, не основанная на компетентном представлении об образах жизни, на которые она намерена воздействовать, имеет мало шансов на успех." И далее, что особенно важно, подчеркивается связь, между изучением социологии и угрызениями социальной совести: "Ни один социологически образованный человек не может не осознавать неравенства, существующего в мире, отсутствия социальной справедливости во многих социальных ситуациях или страданий миллионов людей, терпящих лишения" [Цит. по: Руденко Р.И. Практикум по социологии. - М.: ЮНИТИ, 1999. - С.184-185.] По нашему глубокому убеждению, независимо от того, будет ли выпускник политологического отделения исследователем, педагогом, журналистом или профессиональным политиком, ему необходимо то, что Ч.Р.Миллс назвал социологическим воображением, которое проявляется в умении переключить внимание с одной перспективы на другую, выбирать адекватный подход к пониманию общества в целом и его компонентов, в способности к сравнительному познанию, в понимании необходимости воспринимать человека не в качестве изолированного фрагмента реальности, а как действующее лицо на социальной и исторической сцене. Социология как учебный предмет не является упрощенной копией соответствующей науки. С учетом специальности необходимо дидактически обосновать и отобрать необходимый материал как систему знаний, перечень умений и навыков, необходимых именно в данных видах деятельности, т.е. в исследовании политической сферы, в разработке предвыборной стратегии, в консультировании политических партий, движений, в управлении конфликтами, ведении переговорного процесса и т.д. Однако без фундаментального знания общей социологии: теоретического, отраслевого и прикладного аспектов переходить к решению этих задач невозможно. Таким образом, как и предусматривается госстандартом, на политологическом отделении ведется преподавание не одной дисциплины "Социология", а целого комплекса социологических дисциплин с учетом целей образования и подготовки специалистов в области политических наук и политической практики. |
Кафедра политологии КубГУ - 350640 г.Краснодар, ул.Ставропольская 149, к.237. |
|
Вверх | Дизайн: К.Дуненков |