Цели и задачи конференции График подготовки конференции Требования к оформлению заявок и тезисов Материалы конференции

Материалы конференции

Материалы конференции


Секция #1
Стандарты и программы подготовки
политологов
standard@pprv.kubannet.ru

Секция #2
Преподавание политологии студентам
естественных, гуманитарных и
технических специальностей
teaching@pprv.kubannet.ru

Секция #3
Образовательные технологии
преподавания политологии
technologies@pprv.kubannet.ru

Секция #4
Мониторинг послевузовской
деятельности
monitoring@pprv.kubannet.ru








Юрченко Виктор Михайлович, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой политологии КубГУ,
Баранов Андрей Владимирович, д.и.н., доцент кафедры политологии КубГУ

Актуальные проблемы концепции политологического образования в России.

Российская политическая наука переживает важный этап своего развития. Уже достигнута первичная институционализация политологии как учебной дисциплины. Сложилось устойчивое научное сообщество. Несколько лет ведется выпуск специалистов-политологов в 20 вузах страны. Назрела необходимость определить базовые контуры концепции высшего образования по специальности "Политология". Насколько же утвержденный и обязательный для исполнения Государственный образовательный стандарт 2000 г. выпуска соответствует запросам политической практики, возможностям трудоустройства студентов по своей специальности?

В тезисам рассмотрим две взаимосвязанные проблемы: 1) преподавание политологии в рамках общегуманитарного цикла для студентов по иным специальностям; 2) преподавание политологии в рамках общепрофессионального и специального циклов дисциплин.

Оба автора с удивлением нашли в некоторых материалах журнала "Полис" и в выступлениях на II Всероссийском конгрессе политологов мнение о необязательности преподавания нашей дисциплины для студентов по иным специальностям. Как можно предлагать такое в стране, где разрушена система воспитаниягражданских качеств личности? В стране, где до 40% избирателей не являются на выборы? Где царит неграмотность в юридических, в т.ч. конституциональных вопросах? Где за 10 лет легальной многопартийности не сформировались сильные партии с отчетливым идеологическим и социальным обликом?

На наш взгляд, политология должна стать не только обязательной дисциплиной в гуманитарном цикле для всех специальностей, а и стержневой в формировании гражданских качеств россиян. Необходим узаконенный в Госстандарте разумный минимум аудиторной нагрузки по политологии (скажем, 34 часа).

О подготовке политологов-специалистов. Мы твердо убеждены, что в создании концепции высшего политологического образования следует исходить из главного - системы качеств специалиста, необходимых и востребованных на практике: в органах государственной власти, муниципалитетах, партиях и движениях, СМИ и т.д. Опыт подготовки специалистов-политологов в Кубанском госуниверситете (с 1992 г.) показывает, что трудоустроены по профессии и делают успешную карьеру те выпускники, которые:
- умеют обеспечить идеологическую и организационную работу партий и движений;
- способны эффективно организовывать аналитическую, информационную и управленческую деятельность администраций, мэрий, их подразделений;
- успешно трудятся медиаторами в политических конфликтах;
- оказывают квалифицированную помощь консультантов и менеджеров в избирательных кампаниях;
- владеют всем арсеналом политического красноречия и коммуникативных воздействий в целом.

От подавляющего большинства вузов страны жизнь требует готовить политических управленцев-политиков высшей квалификации. Теоретические знания необходимы как прочный базис практических умений и навыков, иначе они бесплодны.

Россия - страна колоссального регионального разнообразия, в т.ч. в политических процессах. Это требует предоставить вузам расширенные возможности определять перечень и объем дисциплин специализации, резко усилить прикладную направленность образования. Создается впечатление, что составители нового Госстандарта это не знают и не желают знать.

Как объяснить явно периферийную роль этнологических, религиоведческих, социологических, экономических дисциплин в Госстандарте? Ведь страну и в особенности Северный Кавказ потрясают конфликты, во многом вызванные отсутствием компетентных специалистов по этим отраслям знаний?

Весь мир переживает эпоху глобализации, несущую с собой информатизацию и синтез гуманитарных наук. А составители Госстандарта предлагают урезать до минимума преподавание иностранного языка. Это противоречит опыту не только нашего, но и ведущих вузов - как, например, МГИМО. Сокращение гуманитарного цикла, превращение многих его составляющих в "курсы по выбору" подрубает корни и профессиональной подготовки.

Считаем, что назрела острая необходимость ввести в действие несколько Госстандартов отдельно по специализациям: общетеоретической, педагогической, организационно-политической и консультационной. Это полностью соответствует определению областей, объектов и видов деятельности выпускников-политологов. Необходима вариативность видов практики, в т.ч. введение преддипломной практики в органах управления и политических организациях.

Именно предложенные меры совершенствования концепции политологического образования сыграют важную роль в становлении гражданского общества и правового государства в России.


Кафедра политологии КубГУ - 350640 г.Краснодар, ул.Ставропольская 149, к.237.
Тел./факс: (8612) 699-564. E-mail: politics@kubsu.ru


Вверх

Дизайн: К.Дуненков