![]() |
|||
Цели и задачи конференции | График подготовки конференции | Требования к оформлению заявок и тезисов | Материалы конференции |
Материалы конференции |
Материалы конференции |
Секция #1
Секция #2
Секция #3
Секция #4 |
Савва Елена Владимировна, преподаватель кафедры политологии КубГУ. Проблемы становления этнополитологии как учебной дисциплины.Термины "этнополитология", "этнополитические процессы", "этнополитические конфликты" перестали восприниматься общественным сознанием как неологизмы. Однако это - одно из немногих бесспорных достижений отечественной этнополитологии и как науки, и как учебной дисциплины за последнее десятилетие. Этнополитология утвердилась в начале 90-х гг. в системе подготовки гуманитариев (прежде всего политологов, историков, социологов) в высших учебных заведениях. Необходимость введения такой учебной дисциплины была очевидна. Но до настоящего времени остались нерешенными несколько проблем, различающихся по степени сложности. К относительно простым относится вопрос обеспечения необходимой литературой. Сегодня он уже не стоит так остро, как пять-шесть лет назад. Несмотря на то, что по-прежнему отсутствуют учебники с соответствующим названием, опубликован целый ряд учебных пособий, явно близких по своей тематике к этнополитологии [См. 2, 4]. Кроме того, постоянно расширяется количество опубликованных научных исследований. Два основных по степени сложности вопроса можно отнести к категории вечных. Они формулируются очень просто: чему и как учить? Первый ("чему?") тесно связан с определением предмета этнополитологии. Главная возникающая здесь проблема - это разграничение предметной области этнополитологии с целым рядом родственных дисциплин. В начале 90-х гг. о претензиях на этнополитологию как "свою" науку заявили этнологи, рассматривая ее как разновидность прикладной этнологии. Этносоциологи пытаются выделить область совместного изучения этносоциологов и политологов. К данной области относится все, что связано с этническими интересами и ориентациями в сфере политики, прежде всего с этнополитическими конфликтами, проблемами федерализма [1, С.19]. Межпредметный характер этнополитологии очевиден, однако это не означает ее дистанцированности от политической науки. Основной категорией этнологии, этносоциологии, этнополитологии является категория "этничность". Будучи одной из универсальных форм человеческого бытия, этничность проявляет себя во всех сферах деятельности. В пользу данного подхода к пониманию феномена этничности свидетельствует и такое явление, имеющее глобальный характер, как этнический парадокс современности. Он проявляется в росте этнической мобилизации, актуализации этнической идентичности на фоне глубоких интеграционных процессов во всех сферах жизни, а также в сохраняющейся наперекор этому убежденности многих ученых о неизбежности стирания этнических границ в современном мире. В России в силу ряда причин проявились наиболее разрушительные аспекты этнического парадокса. Учитывая фундаментальный характер категории "этничность", представляется необоснованным преднамеренное сужение предметной области этнополитологии, сведение ее к изучению только этнических конфликтов [4, С.13] или к вопросам взаимоотношения государства и этнических групп [5]. Наиболее удачной представляется трактовка предмета этнополитологии как взаимосвязь этнической и политической сфер жизнедеятельности. Перефразируя Л.М. Дробижеву, можно выделить и двуединую задачу этнополитологии, а именно, выявление этнического в политическом и изучение политического в этническом [3, С.918]. Именно вопросы о власти, о стремлении этнических элит к ней, о роли элит в мобилизации формируют основные проблемы этнополитологии. Одна из центральных тем предметного поля этнополитологии - сепаратизм. Ни в рамках этнологии, ни в рамках какой-либо другой традиционной дисциплины исследование сепаратизма в цельную систему на сложилось. Очевидная причина этого - большой удельный вес в изучении сепаратизма политологического компонента. Второй вопрос ("как учить?") связан с формированием у студентов не только некоей суммы знаний, но и с освоением ими современных научных методик. И здесь мы опять вынуждены вернуться к межпредметному характеру этнополитологии. В идеале преподавание этнополитологии в системе подготовки политолога должно быть построено в виде триады: этнология - этносоциология - этнополитология. Данная модель обеспечивает формирование навыков и накопление знаний по всему комплексу проблем, имеющих этнополитическую окраску. В последнее время стало считаться дурным тоном говорить об идейно-воспитательной функции любой общественной дисциплины, в числе которых заняла свое место этнополитология. Нисколько не отрицая возможности сосуществования разных научных подходов и не призывая к господству единственной парадигмы, мы вправе поставить вопрос: кого мы хотим увидеть во вчерашних студентах? Превратятся ли они в непримиримых "солдат этничности" либо толерантность как принцип будет распространяться в их сознании и на национальную сферу жизни? Библиографический список1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998. |
Кафедра политологии КубГУ - 350640 г.Краснодар, ул.Ставропольская 149, к.237. |
|
Вверх | Дизайн: К.Дуненков |