![]() |
|||
Цели и задачи конференции | График подготовки конференции | Требования к оформлению заявок и тезисов | Материалы конференции |
Материалы конференции |
Материалы конференции |
Секция #1
Секция #2
Секция #3
Секция #4 |
Самаркина И.В., преподаватель кафедры политологии КубГУ. Профессиональная и политическая социализация студентов: критерии эффективности (из опыта работы со студентами-политологами).Период трансформации ценностей весьма важен для социума. Общественный организм, имеющий в это время "слабый иммунитет", восприимчив к различным болезням. Это проявляется в росте девиантного поведения, конфликтности, преступности, наркомании и т.п. Появление так называемого "потерянного поколения" тоже одна из болезней этого периода. Сложность эпохи трансформации ценностей во многом определяется тем, что общество меняет и модель социализации. Для процесса социализации вообще, и политической социализации в частности, в этот период характерен рост стихийных, нерегулируемых факторов за счет планируемых, регулируемых (1). Эта тенденция прослеживается и в России в 90-е годы как на материалах анализа политической социализации в школе, так и в целом ряде других факторов (2). Эти наблюдения автора находят подтверждение в исследованиях мирового опыта демократических транзитов. Практически все современные исследователи этих процессов (3) говорят о стадии ресоциализации, как необходимой ступени становления и укрепления демократии. Ресоциализация предполагает изменение в системе ценностей общества, правилах политической игры, политических ролях. И для современного российского общества ресоциализация является актуальной задачей ближайшего будущего. Наступление этого этапа предполагает большее целенаправленное регулирование процессов, связанных с трансляцией социальных и политических норм, ценностей, моделей поведения и правил политической игры. Система образования (начального, среднего и высшего) является стержневым фактором социализации детей и молодежи. И важность этого фактора сегодня трудно переоценить. Интерес и внимание власти к вопросам гражданского и политического воспитания молодежи в школе и вузах говорит о попытках регулировать направление социализации и вернуть ее в русло планируемого процесса с заданным результатом. Курсы общественных наук, а особенно политологии, в вузах являются кирпичиками, положенными в фундамент будущего стабильного общества. Это особенно важно сейчас, когда, по сути дела, преподаватели и студенты являются носителями результатов двух различных моделей социализации. Нынешнее поколение студентов проходили и продолжают социализироваться в иной системе ценностей, чем их преподаватели, что и осложняет процесс формирования их профессиональных и гражданских качеств. Особенность студентов-политологов в том, что модели их профессиональной и политической социализации разделить очень сложно. Результатом социализации является личность автономно действующая как в профессиональной сфере, так и в политике. Если мы желаем сознательно регулировать процесс социализации, то должны четко представлять себе те профессиональные качества, которые необходимы современному специалисту, а также те гражданские качества, которые необходимы члену современного общества. Для студентов нашего факультета, а особенно отделения политологии, эти вещи неразделимы. Поствузовский мониторинг наших выпускников показывает, что сегодня все еще существует большой зазор между тем чему мы учим, и тем, что действительно требуется в работе нашим выпускникам. "Джентельментский набор" профессионала-политолога должен включать: знания обо всех компонентах и механизмах работы политической системы, умения и навыки профессиональной коммуникации (в том числе и на иностранном, хотя бы одном, языке), владение информационными технологиями. На основе всего этого комплекса выстраивается затем система ценностей и отношений, мотивирующих деятельность. В этой связи необходимо особо отметить зависимость эффективности социализации как от личности преподавателя, так и от выбора технологий обучения. Главное слабое звено нынешних выпускников и студентов - зияющие пробелы в сфере профессиональной коммуникации, в связи с чем, на наш взгляд, нуждается в коррекции сам подход к обучению политологов. В перечне их профессиональных качеств практические умения и навыки занимают ведущее место. Следовательно и формироваться они должны в ходе практической работы. В качестве примера приведем собственный опыт разработки и преподавания курса "Политическая психология" для студентов-политологов 4-го года обучения. Имеющийся четырехлетний опыт апробации этого курса показал, что максимальная эффективность обучения достигается тогда, когда у студента в процессе практической работы появилась потребность в знании психологических механизмов, движущих политическим процессом, сформировался мотив узнать конкретные вещи, помогающие решить профессиональные проблемы. Это возможно лишь тогда, когда студенты имеют опыт реальной работы в органах власти или избирательных кампаниях. Наш опыт показал эффективность следующей модели построения курса специализации: Чрезвычайно важно постоянно выстраивать линии межпредменых связей, формируя целостное восприятие политической реальности. Эффективность профессиональной и политической социализации студентов зависит от целой системы факторов. Но определяющие факторы находятся в руках двух союзников, заинтересованных в конечном результате. Это дает все основания надеяться на успех. ПРИМЕЧАНИЯ:1. См. например: Ковалева А.И., Социализация личности: норма и отклонения., М., 1996; Мудрик А.С., Введение в социальную педагогику., М., 1997. |
Кафедра политологии КубГУ - 350640 г.Краснодар, ул.Ставропольская 149, к.237. |
|
Вверх | Дизайн: К.Дуненков |