![]() |
|||
Цели и задачи конференции | График подготовки конференции | Требования к оформлению заявок и тезисов | Материалы конференции |
Материалы конференции |
Материалы конференции |
Секция #1
Секция #2
Секция #3
Секция #4 |
Красильников Дмитрий Георгиевич, кандидат исторических наук, Пермский государственный университет; Булахтин Максим Анатольевич, кандидат исторических наук, Пермский государственный университет. О роли исторического компонента в подготовке специалистов-политологов.В Пермском государственном университете специальность "Политология" открыта в 1996 г. на историко-политологическом факультете. Через год состоится первый выпуск специалистов-политологов. Это дает возможность обратить внимание на ряд проблем, возникших в процессе подготовки будущих специалистов, и высказать свои предложения по ее совершенствованию. Государственный стандарт, принятый в 1995 г. по специальности "Политология", историческому образованию политолога отводит весьма скромное место. Вместе с тем роль исторического компонента в структуре знаний специалиста данного профиля трудно переоценить. Знакомство с громадным опытом политического развития собственной страны и зарубежных государств только бы повысило профессиональную компетентность политолога. Изучение политической практики прошлого сказалось бы благотворно и на его общетеоретической базе. Регулярная отработка приемов анализа условий, в которых возникает то или иное политическое явление, разбор его функциональных характеристик и судьбы способствовали бы формированию более взвешенного и обстоятельного подхода к современным политическим феноменам, выражению более сбалансированных и содержательных оценок политических процессов и, соответственно, выработке более качественных прогнозов динамики политической жизни. В процессе обучения студентов-политологов в Пермском госуниверситете в соответствии с госстандартом обнаружилось, что тот уровень исторического компонента, который заложен в Госстандарте, формирует поверхностные, часто фрагментарные представления о политических, экономических, социальных процессах в различных исторических эпохах в России и зарубежных странах. Это в свою очередь ведет к тому, что студенты не всегда в должной мере знают и понимают эволюцию тех или иных политических институтов, систем, явлений, влияние на них социальных, экономических, социокультурных и прочих факторов. В связи с этими обстоятельствами вполне очевидными являются трудности, которые испытывают студенты при проведении историко-генетического и сравнительного анализа. Еще одним косвенным следствием незначительной роли исторического компонента в подготовке политологов является недостаточная сформированность навыков работы студентов с источниками информации. Если сравнить в этом ключе студентов-историков и студентов-политологов, то сравнение будет явно не в пользу последних. Как правило, студенты-историки достаточно хорошо оперируют источниками: они способны извлекать из них необходимую информацию, оценивать степень достоверности источника в соответствии с его характером, происхождением, исторической эпохой и т.д. Это способствует складыванию у студентов критического отношения к научной литературе, различным теориям и концепциям. В силу специфики образовательных программ студенты-политологи обладают этими навыками в гораздо меньшей степени, несмотря на очевидную в них потребность. К сожалению, из-за неразвитости навыков работы с источниками, студенты-политологи не всегда могут критически отнестись к тем или иным концепциям, не имеют достаточных умений для того, чтобы извлечь необходимые данные из источника и оценить степень их достоверности, что, безусловно, затрудняет становление специалиста. Конечно, все описанные нами проблемы являются преодолимыми, однако их решение требует усиления роли исторического компонента в подготовке специалиста-политолога. Вероятно, оптимальным вариантом могло бы стать увеличение, в разумных пределах, исторических курсов для политологов, привлечение исторического материала в рамках специальных дисциплин (например, история того или иного политического явления). Для приобретения навыков работы с источниками, вероятно, следует больше внимания на семинарских занятиях со студентами посвящать анализу источников политической информации, например, программ партий, стенограмм заседаний парламента, агитационной литературы, партийной прессы. Весьма перспективным, по нашему мнению, было бы использование визуальных средств информации как предмета для источниковедческого анализа. Имеются в виду прежде всего важнейшие телепрограммы с политической тематикой. Другой мерой, которая способствовала бы формированию навыков и специальной культуры по работе с источниками, может стать учреждение курса "Политическое источниковедение" для знакомства студентов с понятием политического источника, его спецификой, видами, определением степени достоверности источника в соответствии с принадлежностью к тому или иному виду, происхождением, исторической эпохой, политической ситуацией, характером информации и другими критериями. В рамках данного курса следовало бы проводить семинарские занятия, на которых студенты получали бы навыки практической работы с различными источниками. |
Кафедра политологии КубГУ - 350640 г.Краснодар, ул.Ставропольская 149, к.237. |
|
Вверх | Дизайн: К.Дуненков |