Цели и задачи конференции График подготовки конференции Требования к оформлению заявок и тезисов Материалы конференции

Материалы конференции

Материалы конференции


Секция #1
Стандарты и программы подготовки
политологов
standard@pprv.kubannet.ru

Секция #2
Преподавание политологии студентам
естественных, гуманитарных и
технических специальностей
teaching@pprv.kubannet.ru

Секция #3
Образовательные технологии
преподавания политологии
technologies@pprv.kubannet.ru

Секция #4
Мониторинг послевузовской
деятельности
monitoring@pprv.kubannet.ru








Кольба Алексей Иванович, аспирант кафедры политологии КубГУ.

Некоторые вопросы преподавания конфликтологии студентам политологических специальностей.

Сегодня, когда происходят значительные изменения в концепциях преподавания дисциплин, в рамках которых изучаются различные сферы жизни общества, представляется важным определить, в чем состоит специфика преподавания тех или иных дисциплин студентам различных специальностей. Такой предмет, как конфликтология, относительно недавно появился в учебных планах, поэтому многие вопросы, связанные с формированием программы курса, методикой обучения, с конфликтной парадигмой научного познания, могут становиться предметами дискуссии. При этом абсолютно справедливой представляется высказанная А. Г. Здравомысловым идея, что конфликт стал "доминирующей ячейкой общественных отношений", следовательно, необходимо "научиться жить с конфликтом", учитывая и положительные, и отрицательные возможности его влияния на жизнь общества.* Если в этом аспекте рассматривать перспективы развития нашей страны, становится очевидным, что в обозримом будущем на него будут оказывать воздействие и внутренние, и внешние конфликты различной глубины и степени интенсивности. Поэтому необходимо решать задачу подготовки не только конфликтологов-теоретиков, но и специалистов, имеющих базовые навыки практических действий в условиях конфликта, управления им.

Для этого необходимо дать студентам представления о различных подходах к изучению конфликтов, об основных фазах возникновения и развития конфликтов, о способах их урегулирования. Представляется важным использовать накопленный опыт исследования конфликтов новейшего периода российской истории.

Существует ли специфика преподавания конфликтологии с учетом будущей специальности студентов? Очевидно, да. Для социологов более важными, видимо, будут вопросы возникновения конфликтов в неоднородном обществе, влияния социальной структуры, общественной природы конфликтов; для психологов, к примеру, те или иные модели поведения людей в конфликте; для историков - "корни" конфликтной ситуации и т. д. В курсе конфликтологии для студентов политологических отделений также можно выделить специфические аспекты: 1).особая роль политической власти, которая одновременно является и объектом притязаний участников конфликта, и инструментом воздействия на ход конфликта; 2). проявление в форме политических конфликтов социальных, экономических, межнациональных и других противоречий, что часто имеет место. Таким образом, большее внимание необходимо уделить таким субъектам конфликта, как государство, его отдельные органы, политические партии, лидеры. Важными проблемами являются вынесение противоречий на политический уровень, политическая институализация конфликтов. В то же время нельзя сводить конфликты исключительно к политическому аспекту, пренебрегать междисциплинарными подходами.

Структура программы курса конфликтологии во многом определяется теми задачами, которые должны решаться в процессе его изучения. В ней можно выделить несколько блоков. Первый блок - основные концепции, в рамках которых возможно изучение конфликтов. Здесь необходимо рассмотреть историю изучения конфликтов (древний период, средние века, новое время), формирование различных концепций в период становления социологической науки (Маркс, Вебер, Дюркгейм), основные подходы, существующие в современной конфликтологии. Второй, наиболее крупный блок включает в себя различные варианты типологии конфликтов, фазы их возникновения и развития, способы урегулирования конфликтов (институализация, медиация, организация переговорного процесса). В этом блоке также можно рассмотреть закономерности развития конфликтов в различных сферах жизни общества (социальные, экономические, юридические конфликты и т. д.). В третьем блоке изучаются основные международные и внутрироссийские конфликты современности (причины возникновения, участники конфликта, состояние на текущий момент). Особое внимание необходимо уделить Северо-Кавказскому региону, в котором наиболее высока концентрация противоречий, многообразны факторы, влияющие на развитие конфликтов.

В ходе практических занятий можно использовать такие формы работы, как деловые игры, тренинги, круглые столы. Например, в виде игры может быть смоделирована организация переговорного процесса. За основу принимается реальная или вымышленная конфликтная ситуация. Часть участников представляет интересы конфликтующих сторон, один или несколько человек выступают в роли посредников. Цель игры - выработать навыки обоснования и защиты своей позиции, нахождения точек соприкосновения, медиативной деятельности.

*См: Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1996, с.5.


Кафедра политологии КубГУ - 350640 г.Краснодар, ул.Ставропольская 149, к.237.
Тел./факс: (8612) 699-564. E-mail: politics@kubsu.ru


Вверх

Дизайн: К.Дуненков