![]() |
|||
Цели и задачи конференции | График подготовки конференции | Требования к оформлению заявок и тезисов | Материалы конференции |
Материалы конференции |
Материалы конференции |
Секция #1
Секция #2
Секция #3
Секция #4 |
Фадеева Любовь Александровна, доктор исторических наук, профессор Пермского государственного университета, зав. кафедрой политических наук. Проблема исторической компоненты в политологическом образовании: стандарты и потребности.Стандарты подготовки политологов подвергаются постоянной трансформации, в ходе которой изменениям подвергается структура как политологического образования в целом, так и его составляющих. К сожалению, тенденцией, которая становится все более отчетливой, является снижение удельного веса исторической компоненты политологического образования. Если ранее в стандартах особое место отводилось курсу всеобщей истории, (правда, рассчитанному на один семестр), то в последних стандартах, которые получены нашим университетом, данный курс не значится вообще, а историческая компонента осталась лишь в виде блоков в истории социально-политической мысли. Между тем, потребность в основательном изучении истории для студентов-политологов, безусловно, существует. Возможно, в элитных школах крупных российских городов преподавание всеобщей истории и ведется на должном уровне, однако, в целом школьные учителя стремятся заменить историю зарубежных стран любыми другими предметами, например, историей семьи. Кстати, вопрос о низком уровне преподавания европейской истории в российских школах неоднократно поднимался, в том числе и автором доклада, на международных научных конференциях и дискуссиях, организованных Ассоциацией европейских исследований. Таким образом, выпускники школ, ставшие студентами политологических отделений и факультетов имеют слабое представление, либо не имеют никакого, даже о самых крупных исторических событиях или выдающихся политических деятелях прошлого и современности. Такой базы оказывается совершенно недостаточно для того, чтобы использовать ее в качестве основы собственно политологического образования. В результате преподаватели вынуждены прежде всего заниматься "ликбезом" и вводить в свои курсы значительные фрагменты, посвященные истории. Острее всего такая проблема, на мой взгляд, стоит в преподавании курса "Сравнительная политология". Компаративный анализ политических систем и процессов и, в особенности, кросс-национальный анализ предполагает основательное знание истории той или иной страны. Проблемы политической культуры также могут быть поняты лишь при условии владения историческим материалом. Можно вспомнить, что многие теоретические конструкции и методологические принципы политических наук формировались на основе осмысления массива исторических данных. "Политика без истории - наука без корней, история без политики - наука без будущего", - говорил известный английский историк Д.Сили, который для своего времени (конец XIX века) был также и политологом. Кстати, слова Сили стали своеобразным лозунгом нашего, историко-политологического факультета. На наш взгляд, то обстоятельство, что специальность "политология" была открыта в 1996 году именно на историческом факультете Пермского государственного университета, оказалось весьма благоприятным для ее становления и развития. Однако, представляется, что проблема исторической компоненты политологического образования выходит далеко за рамки местных реалий и, тем более, местнических чувств. Новые стандарты предусматривают такие курсы, которые повторяют проблематику других дисциплин: например, курс "Профессиональная этика" включает в себя темы, посвященные этическим аспектам ведения избирательных кампаний, моральным принципам политической деятельности и т.п. В то же время, моральные, этические аспекты обязательно включены в курс по электоральным технологиям, по PR и т.д. Возможно, что новые стандарты, уже подготовленные УМО по философии, политологии и религиоведению, но еще не дошедшие до региональных вузов, внесут положительные коррективы и устранят эти несообразности. Решение проблемы исторической компоненты в политологическом образовании вероятно несколькими путями: во-первых, возвращением в стандарты курса политической истории, адресованного студентам I курса; во-вторых, усилением исторического блока в различных политологических дисциплинах, таких как сравнительная политология, политическая регионалистика и пр.; в третьих, подготовкой и публикацией учебно-методических пособий, справочников, словарей, посвященных историческим событиям и процессам, но ориентированных на студентов политологической специальности. В том случае, если данная проблема будет учитываться образовательными стандартами, преподаватели будут избавлены от необходимости давать беглый исторический экскурс "от Адама до Потсдама" применительно к своей области политических наук, а выпускники политологических факультетов, "трудоустроившиеся" в качестве политических комментаторов не станут травмировать нас перлами типа: "Королева-мать" - так ласково называют англичане свою королеву"; "Дайте этому политику шанс повторить наполеоновские 100 дней" и т.д. и т.п. Политическая наука в нашей стране переживает процесс институционализации, который становится все более интенсивным. Уже сформировались авторитетные политологические центры - факультет политологии МГИМО (Университета), факультет политологии и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге и др. Российская политическая наука обладает специальной научной периодикой, разработала и закрепила собственный инструментарий. По моему мнению, политологи уже могут перестать бояться "засорить" свое научное поле взаимодействием с другими социальными науками. |
Кафедра политологии КубГУ - 350640 г.Краснодар, ул.Ставропольская 149, к.237. |
|
Вверх | Дизайн: К.Дуненков |